В поисках win-win стратегий

Поделиться

В среду в новом ресторанном комплексе 354 на 85-ом этаже башни «Око» в Москва-сити бизнес и благотворительность говорили о том, чему они могут научиться друг у друга. Встречу инициировали проект «Сноб» и фонд «Друзья». Спикерами стали учредители фонда «Друзья» Гор Нахапетян, Ян Яновский и Дмитрий Ямпольский, а также совладелец компании SPLAT Евгений Демин. Неудобные вопросы им задавала создатель фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер.

Дискуссия должна была выстроиться вокруг темы «Бизнес и благотворительность: win-win стратегии», но Нюта в самом ее начале оттолкнулась от тезиса, который несколько лет назад активно продвигал Гор Нахапетян: Мы (бизнес, прим.редакции) должны дать вам удочку, а не рыбу», имея ввиду, что коммерческий сектор не может и не должен давать благотворительным организациям только деньги. Ему есть, что еще предложить: индустриальные практики, экспертизу, компетенции, свое время.

«А мы хотим рыбу, — выдвинула свой тезис Нюта. — Я стою на том, что понятие «десятины» сложилось тысячелетия назад. Благотворительность делает добро. Это добро делают пассионарии. Пассионариям нужны деньги. Эта схема работала всегда: одни давали десятину, другие давали людям ощущение причастности к чему-то доброму».

Евгений Демин рассказал об опыте своей компании в сфере благотворительности.

«Лет 11 назад мы решили по-простому, что будем отправлять ту самую десятину от консолидированного дохода на социальные проекты. Определили четыре ключевых направления и группу стейк-холдеров, которые получают от нас помощь. На коротком горизонте ничего героического не сделаешь, поэтому мы вместе с фондами разработали многолетнюю стратегию их развития. В компании создан Комитет добрых дел, в нем 62 человека. Этот комитет управляет частью бюджета, вовлекает партнеров».

Параллельно в ходе дискуссии был поднят другой вопрос — ответственности за отданную десятину. Бизнес, который дает деньги и при этом не готов тратить время на то, чтобы проконтролировать эффективность, с которой они были использованы, а также не готовый по необходимости вложиться своим временем и «мозгами» не всегда может осознать ценность своего вклада и уж тем более редко становится системным помощником в руках благотворительности, уверен Гор Нахапетян.

Адвокат Дмитрий Ямпольский добавил:

«Я видел много таких ситуаций, когда бизнес дал денег, а фонд не смог, например, отчитаться. Не то, что фонд потратил деньги не целевым образом или все разворовал, нет, а потратил на нужные вещи,просто в силу отсутствия знаний, времени или понимания, что прозрачность — это основа доверия, не предоставил полного отчета. И все. Больше эти люди денег этому фонду не давали».

Однако, Дмитрий не видит противоречия в том, чтобы помогать фондам деньгами и при этом вкладываться компетенциями и экспертизой. Так, в фондах благодаря бизнесменам, которые понимают запрос таких же, как они, доноров, создаются эффективно работающие Правление, Попечительский совет, которые выстраивают бизнес-процессы и выводят некоммерческие организации на новый уровень.

Кроме того, спикеры обсуждали, как же «поженить» пассионариев и эффективных менеджеров, которые приходят в фонды, чтобы повысить профессионализм работы организации. Ян Яновский уверен, что фондам необходимо учиться работать с такими людьми, иначе тот самый идейный вдохновитель бегает по организациям, собирает свою условную тысячу рублей, но «больше он вряд ли когда-то соберет».

Поскольку тема встречи требовала формулирования тех самых выигрышных для обеих сторон стратегий, бизнесмены активно высказывались, какую пользу они видят в партнерстве с некоммерческими организациями. Все согласились тем, что сотрудники ищут не только хорошие оклады, но и смыслы. Если они не находят таковых внутри компаний, они легко меняют работу или просят повышения зарплат. Тот же Комитет добрых дел — это часть корпоративной культуры компании SPLAT. Евгений Демин уверен, что честность вообще начинается с того, что ты честен со своими сотрудниками, если они чувствуют себя защищенными компанией.

«Если люди мечтают работать в твоей компании, ты платишь им не по самой верхней границе по рынку. Управление идет не по инструкциям, а по ценностям», — добавил Гор. Кроме того, благодаря партнерству с благотворительными организациями можно также получить лояльность клиента, усилить бренд, помочь сформулировать правильную миссию всей компании.

«Ключевое послание фонда «Друзья» и заключается в том, что сотрудничество бизнеса с благотворительными организациями — это не только трата средств для компании», — добавил Ян Яновский.

В ходе беседы также обсуждалась важность выстраивания эффективного взаимодействия фондов со своим Правлением и Попечительским советом, поиск компромиссов с государством, создание эндаумент-фондов при НКО, рынок труда сферы благотворительности. В понедельник на сайте проекта «Сноб» появится полная версия беседы.

Подпишитесь на новостную рассылку программы

и получайте первыми наши новости и приглашения на семинары/вебинары