Фонд «Друзья» на ПМЭФ-2019

Поделиться

Как благотворительности быть интересной бизнесу и зачем бизнесу благотворительность? Какие проблемы волнуют молодежь и почему без наличия большой мечты у некоммерческой организации в современных реалиях нет будущего? На эти и другие вопросы отвечали участники дискуссии «Благотворительность — это выгодно?», организованной фондом «Друзья» совместно с социальной платформой фонда «Росконгресс» и фонда «Инносоциум» в рамках Петербургского международного экономического форума: Гор Нахапетян, Ян Яновский, Алексей Малиновский, Юлиана Слащева, Вероника Белоцерковская, Зоя Попова, Pharaoh, Марина Лошак. Модератором дискуссии выступил Александр Цыпкин.

Дискуссия, инициированная фондом «Друзья», состоялась в рамках обсуждения социально значимых тем на полях сессий деловой программы ПМЭФ-2019, разработанных социальной платформой фонда «Росконгресс», фондом «Инносоциум».

Благотворительность, помимо эмоций, — это индустрия, которую строят самые разные группы стейкхолдеров, поэтому панель, посвященная этой теме, объединила медийных персон, а также представителей некоммерческих организаций и бизнеса.

Один из зонтичных вопросов, поднятых в рамках дискуссии, — вопрос противопоставления помощи адресной и системной. Об этом говорил соучредитель фонда «Друзья» Ян Яновский, убежденный в том, что фонды должны учиться не просить, а зарабатывать, потому что именно так они смогут выстраивать долгосрочные планы и стратегии, не завися от «случайных денег». Почему благотворители сегодня по-прежнему предпочитают «возить апельсины в детские дома», а не поддерживать организации, изучающие проблемы детских домов? В каком случае руками доноров и самих благотворительных организаций творится максимальное благо? Еще шире на ту же проблему предложил посмотреть соучредитель фонда «Друзья» Гор Нахапетян, поднявший проблему оценки эффективности деятельности благотворительной организации. Это вопрос сложный и неоднозначный, но без понимания, как помогать с максимальной полезностью, ни НКО, ни бизнес не смогут оценить реальный вклад в решение того или иного вопроса. Если мы говорим, что жизнь человека — это самая большая ценность, то почему в реестре благотворительных организаций нет фондов, занимающихся проблемами алкоголизма или автокатастроф, в которых сегодня погибает больше людей, чем от болезней? Почему ежедневная рутина уводит благотворительные организации дальше от фактической задачи — перестать существовать в связи с окончательным решением проблемы, которой она занималась? Все это вопросы, которые требуют не только эмоционального, но и рационального подхода.

Такой практический подход понятнее бизнесу, согласился глава Mastercard в России, Казахстане, Беларуси и Армении Алексей Малиновский. Бизнесу, который больше оперирует цифрами, нужны обоснования, кого поддержать, и в этом смысле вопрос оценки эффективности благотворительных проектов выходит на первый план.

У молодежи, которую в рамках дискуссии представлял рэпер Pharaoh, на тему благотворительности в каком-то смысле не менее рациональный взгляд. Молодому человеку, чтобы кому-то помогать, нужно самому являться кем-то, «иметь внутри себя что-то, чего нет у других», уверен популярный хип-хоп-исполнитель. Чтобы тема работала на уровне поколения Z, нужно вкладываться в его развитие, убежден певец.

Еще один способ привлечь внимание к своей деятельности — стать бизнесу не просто полезным, но интересным, потому что «никто не хочет быть частью реестра, все хотят стать частью мифа», предложила директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Марина Лошак.

«Залог успеха — давать тем людям, которых хочется привлечь, возможность увидеть другой мир, параллельную жизнь и стать его частью. Речь идет о возможности быть включенным в очень важный, недосягаемый, странный, иногда грустный, иногда веселый, но совершенно необыкновенный мир. И тогда эти люди становятся не нашими партнерами, а участниками, — поделилась своим видением Марина Лошак. — Можно называться как угодно, но если ты неинтересен, никто не захочет финансировать твою деятельность, потому что она того не стоит».

Зоя Попова, исполнительный директор фонда «Выход в Петербурге», привела несколько успешных примеров взаимодействия бизнеса и благотворительности, председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева говорила о репутационном аспекте и личных критериях оценки проектов, а Вероника Белоцерковская, которая совсем недавно стала попечителем благотворительной организации «Ночлежка», — об авторитетах и менторстве.

В завершение встречи Александр Цыпкин предложил свою версию ответа на вопрос «Почему благотворительность — это выгодно?» Дело в том, что все мы хотим быть счастливыми. Но мир вокруг несовершенен. Быть счастливым в несовершенном мире — сложно. Отчасти это эгоистично, но любая инвестиция в благотворительность — это инвестиция в счастье других, а значит, и в свое тоже.

Петербургский международный экономический форум зарекомендовал себя также как площадка, которая дает старт социальным и благотворительным проектам. Результатом этого форума для фонда стало подписание двух соглашений. Первое — соглашение о сотрудничестве между компанией EY и фондом «Друзья», в рамках реализации которого EY станет инфраструктурным партнером Московской школы профессиональной филантропии. Студенты уже второго набора, который откроется в августе этого года, будут учиться в инновационном образовательном пространстве EY. Еще одно соглашение о взаимодействии двух организаций сроком на 1 год было подписано директором фонда «Инносоциум», социальной платформы фонда «Росконгресс», Еленой Марининой и соучредителем фонда «Друзья» Гором Нахапетяном. Сотрудничество предполагает совместную организацию дискуссий, круглых столов, конференций, посвященных обсуждению вопросов развития социокультурной среды, участие экспертов и спикеров со стороны обоих фондов в разработке тем и сценариев совместных мероприятий, продвижение сотрудничества и кобрендинг на собственных информационных ресурсах и социальных сетях обоих фондов.

Подпишитесь на новостную рассылку программы

и получайте первыми наши новости и приглашения на семинары/вебинары