НКО учатся создавать эндаумент-фонды

Поделиться

Завершился третий из четырех модулей образовательного курса «Стратегия создания и развития фондов целевого капитала», разработанного Московской школой управления «Сколково» для двухлетней программы «Целевые капиталы: стратегия роста» благотворительного фонда Владимира Потанина.

Конкурс на разработку и реализацию образовательного курса для сотрудников НКО бизнес-школа выиграла в ноябре: в рамках курса здесь готовят менеджеров по развитию эндаументов и учат российские некоммерческие организации проводить долгосрочные программы и проекты. Фонд «Друзья», привлекая в индустрию все больше талантливых специалистов, оплачивает семь мест на данной образовательной программе.

Участники программы — сотрудники образовательных и научных организаций, а также учреждений культуры, имеющих фонд целевого капитала или находящихся в процессе его формирования. Программа заточена на театральные, музейные, образовательные институции, которые всерьез задумываются о будущем. Большинство из них финансируются из госбюджета, но имея желание развиваться, некоторые не только планируют, но и создают эндаумент-фонды. Обучение должно помочь им уверенно и профессионально решать проблемы развития фондов целевого капитала.

Дмитрий Юсов, модератор бизнес-школы «Сколково», соучредитель компании «Точка зрения», один из разработчиков программы, «большой поклонник эндаумент-фондов», рассказал, как проходит обучение сотрудников НКО:

  • Дмитрий, вы являлись одним из архитекторов программы, для кого она оказалась интересной и полезной?

Если взять состав участников, то он достаточно разнообразный: 15 университетов, 6 музеев, 3 театра, 3 благотворительных фонда. В программе участвовали как крупные организации — МГИМО, фонд «Подари жизнь» (одна из лучших практик фандайзинга), так и региональные представители, в которых система эндаумента находится в зачаточном состоянии или отсутствует вовсе. Именно поэтому мы объединили все группы, чтобы интересно было каждому участнику. Основная часть программы — это проекты, защищать их НКО будут зимой 2017 года. В течение третьего учебного модуля кураторы помогали участникам формулировать цели и задачи, чтобы идеи были не только амбициозными, но реалистичными и достижимыми.

  • В чем принципиальные различия системы эндаумент-фондов на Западе и в России?

Под Западом я бы подразумевал США. Принципиальное различие в том, что западными институтами ставка делается на долгосрочное развитие. 30-40% бюджета ведущих американских учреждений культуры, искусства, науки — это эндаумент-фонды. Но и у нас меняется отношение, появляются такие программы, как эта, приходит понимание важности и значимости фондов целевого капитала.

Неразвитость эндаументов в нашей стране связана с тем, что мы не привыкли думать долгосрочно, всем хочется быстрых результатов. Но понимание того, что это долгосрочная перспектива, что деньги эндамент-фонда переживут и ректора, и директора, и в течение десятилетий будут работать на развитие организации, мотивирует компании инвестировать средства в такие фонды. Поступления из эндаумента видны, когда он большой, но моя позиция, что начинать нужно с маленьких шагов. Для создания целевого капитала нужно 3 млн рублей. Региональным музеям, университетам, театрам стоит начать собирать этот капитал, взаимодействовать с управляющей компаний и учиться думать стратегически, на будущее.

Другие новости

7 July 2017
Фонд «Друзья» усиливает команду

Мы ищем человека на позицию: маркетолог проекта «Банк времени».

News
20 April 2020
5 вечеров с «Друзьями» в честь дня рождения фонда

В честь своего первого юбилея мы договорились с известными друзьями фонда, для которых гастрономия — любимое хобби или даже профессия, о проведении пяти праздничных live-вечеров в Instagram.

News
15 November 2024
Колонка Марии Баландиной для РБК.Тренды

За последние 30 лет индустрия благотворительности сделала квантовый скачок от адресной помощи нуждающимся к системному решению социальных проблем. В то же время наблюдается кризис смыслов, который часто испытывают профессионалы на вершинах карьерных лестниц — он влечет за собой либо перетекание профессионалов из бизнеса в проекты с социальной направленностью, либо интеграцию гуманистических смыслов в продукты, услуги […]

News
Sign up to our newsletter

and be the first to get the news and seminar/webinar invitations