ENG

15 декабря 2017

Григорий Куксин: «Если вам нужно менять представления общества, без волонтеров не обойтись»

«Друзья» пригласили к гостям образовательных семинаров экспертов из Международного олимпийского комитета и Greenpeace, которым удалось внедрить эффективные механизмы работы с волонтерами и выстроить волонтерскую сеть. И хотя аудитория была подготовленной – сложно представить НКО без поддержки этой могучей силы – наши спикеры постарались поделиться своим опытом, успехами и, конечно, наработками.

Открывала семинар Марина Починок, руководитель волонтерского движения Олимпиады Сочи-2014. «Волонтерство бесплатно, но оно чего-то стоит», – несколько раз повторила эксперт и выстроила свое выступление вокруг этой мысли. Стоит оно, прежде всего, вложений, внимания, понимания и даже душевных сил, а уже потом каких-то финансовых вливаний.

Для того, чтобы работать с волонтером, нужно хорошо понимать, кто и зачем к вам приходит. «У каждого должна быть своя кОрысть», как сказал в свое время один мудрый профессор Марине Починок, и она это хорошо усвоила. Молодые ребята, поколение Y, имеет свои, не всегда понятные более старшему поколению, мотиваторы. Они растут в изобилии, им многое доступно, они обладают большой сетью контактов, правда, это другая дружба – чай они пить к друг другу не ходят. Молодые волонтеры ценят развитие и разнообразие, ищут менторов, строят карьеры. Они хотят моментальной обратной связи, им не нужны длинные заседания. Им здесь и сейчас нужно получать эмоции. У них предпринимательский дух, они легки на подъем и полны творческой энергии. Но им кроме работы также нужен fun. Да, они часто что-то делают пунктирно, не разделяют личное и рабочее время, так что могут возникать проблемы с дисциплиной.

Но есть и другая группа – так называемые волонтеры «серебряного возраста» с горящими глазами. У них главная мотивация – быть нужными, они обладают невероятной мудростью жизни и часто гармонизируют молодую энергию. Но неважно, идет ли речь о представителе поколения Y или человеке старшего поколения – важно, чтобы он трезво и зрело осознавал, чего он хочет и зачем пошел работать волонтером.

Есть множество разных систем, посвященных теме мотивации. Марина Починок привела в пример двухфакторную теория мотивации Герцберга. Факторы гигиены - это то, зачем приходят люди, но не то, что их мотивирует. Питание, вода, транспорт, у тебя сухие ноги и не течет с крыши – это никогда не будет мотиватором, но если этого нет, станет мощным демотиватором. Мотивирует же ответственность, самостоятельная важная работа, ощущение причастности. Важна коммуникация, чтобы волонтер понимал, частью какой большой картинки он является. Вы пишете штатные инструкции для сотрудников? Волонтеры тоже часть команды, они тоже должны за что-то отвечать. Это не просто «количество голов». Уважайте их время, ставьте четкие задачи, обязательно ищите возможности для обратной коммуникации.

Какое послание вы отправляете волонтерам? Сайт? Социальные сети? Сетевые лидеры мнений? Сарафанное радио? Послы фонда, например, - мощный инструмент, способный обеспечить правильную коммуникацию с определенными группами населения.

Нельзя забывать и о поощрении – памятные сувениры всегда станут пусть и небольшой, но точно не лишней возможностью дать понять волонтеру, что его труд ценен.

Продолжил раскрывать многогранную тему волонтерства Григорий Куксин, руководитель волонтерского движения Greenpeace в России.

Он начал свое выступление с вопроса, зачем вообще нужны волонтеры организациям. На определенные задачи проще нанять людей за небольшие деньги. «Но если вам нужно менять представления общества, без добровольцев не обойтись: ты никогда не купишь такую вовлеченность, интеллект и эмоции, которые реально вкладывают волонтеры. Они становятся лидерами мнений, теми людьми, которым доверяют, что особенно важно в нашем обществе, испытывающем тотальный кризис доверия», – уверен Куксин.

Как и Марина Починок, он подчеркнул, что волонтеру важно понимать, какова «ДНК организации», которую он планирует поддержать. Расскажите заинтересованным людям, как была создана ваша организация. Каковы ее ценности и принципы. Так можно сверить базовые ценности ваши и потенциального волонтера. Это довольно мягкий способ отбора своих. Организации губят чужие люди и чужие деньги.

Заход волонтера в организацию бывает, как правило, многоступенчатым. Когда люди увидели вас, нужно предложить им инструмент или механизм, чтобы они начали условно лайкать и шерить. Следующий шаг – они начнут что-то делать самостоятельно, дальше – чтобы они пришли в организацию. И уже потом с ними нужно что-то сделать, чтобы они выросли до лидеров. Задача, которая стоит перед волонтером, должна быть сложная, но посильная, и последующая задача должна быть посильной и сложной. Иначе мы скатываемся либо в скуку – когда задача слишком проста, либо в тревогу – когда она волонтеру не по силам. Мы подрастили квалификацию, какое-то время человек получает удовольствие, что все получается, и дальше ему становится скучно. Дальше задача должна быть усложнена. Причем, это касается и добровольцев, и сотрудников.

И механизм выхода должен быть также не менее прозрачным, просто потому, что человек, особенно лидер, не должен засидеться на одном месте, если ему не интересно. Лидеры вырастают, и им может становиться тесновато: дальше они могут пойти работать к вам на оклад, могут создать свою организацию или пойти волонтерить в дружественную.

Оригинально была раскрыта Григорием Куксиным и тема портрета волонтера. «Портрет волонтера – банальная вещь. С моей точки зрения, его нужно не только знать, но писать: на холсте маслом. Полезно знать, кто вам нужен, и сравнить с теми, кто у вас есть. У нас есть как минимум два портрета: реальный и желаемый. Причем последний должен быть реалистичным – придут «боги», что вы с ними будете делать? Важно знать, каким способом они к вам приходят – не забудьте прописать в портрете. Для меня важно понимать, что человек ответит на вопросы: «Зачем вы к нам пришли?» и «Чего вы ожидаете от своей деятельности?» и «Чего он ждет от организации?», и это три разных вопроса.

Схема взаимодействия такова: мы с ним проговорили смыслы, он мне проговорил задачу, я ему проговорил ресурсы, он мне проговорил риски и сразу научил меня, как с ним справляться, условно, если он впал в депрессию, что мне с ним делать? Покормить? Похвалить? Я обязательно окажу поддержку. Если проговорены все нюансы, скорее всего, не должно быть сбоев ни на одном из этапов.

Оба спикера были настолько убедительны, а их опыт – бесценен и невероятно полезен другим, так что мы искренне советуем вам посмотреть полное видео их выступлений в разделе «Видео с прошедших семинаров» на сайте фонда «Друзья» на следующей неделе – зарядиться и вдохновиться.

Те, кто видит высшее благо в доблести, судят весьма разумно; именно доблесть порождает и поддерживает дружбу, а без доблести дружба совершенно невозможна.

— Демосфен