ENG

18 октября 2017

Создание независимых органов управления – инструкция для НКО

На прошлой неделе в рамках очередного образовательного семинара фонда «Друзья» мы говорили о выстраивании отношений с управляющими органами некоммерческих организаций. Успех этих отношений во многом определяется тем, знают ли эксперты, попечители, доноры и фонды, зачем они вообще нужны друг другу, уверены наши спикеры Антон Сторежнко (Spencer Stuart) и Юлия Шахновская (Политехнический музей).

 

Партнер консалтинговой компании Spencer Stuart Антон Стороженко и его коллеги провели большое исследование практик корпоративного управления различных международных неправительственных организаций и убеждены, что лучшие мировые практики могут быть использованы и российскими НКО. «Отрасль НКО растет, желание быть эффективными есть, но сказать, что мы на половине пути, это польстить себе», – вернулся в российскую действительность Стороженко и рассказал о том, как работают органы управления американского фонда Robin Hood, одного из самых инновационных благотворительных фондов в Америке с точки зрения подходов и практик.

 

Все органы корпоративного управления выполняют функцию доверия и являются своеобразным критерием, «чтобы остальной мир в вас поверил». Это и Совет директоров, и Почетные директора (или Попечительский совет), и Консультационный совет. У «Робин Гуда» на корпоративном сайте есть вся четкая структура этих органов.

 

Одним из ключевых органов управления является Совет директоров. «Вы можете создавать независимый орган и привлекать туда людей с внешнего рынка, а дальше использовать их знания, навыки, возможности с точки зрения контактов, мероприятий, обмена опытом. Стремитесь, чтобы это были люди максимально высокого уровня, чтобы им было, что положить на стол в качестве авторитета. Они в хорошем смысле должны быть дополнительной передачей, которая вас толкает», - так Стороженко обрисовал основные критерии, по которым формируется Совет директоров. За этим органом, как правило, закреплены следующие компетенции: его члены утверждают ежегодный отчет генерального директора о проделанной за прошедший год работе, одобряют или не одобряют назначения ключевых членов команды, вносят изменения в стратегию фонда и т.д.

 

Почетные директора отвечают за другие вопросы. Они помогают с продвижением имени фонда в определенных целевых аудиториях, играют роль celebrities, помогают с фандрейзингом, облегчают реализацию программ. Дав такому человеку право представлять фонд, вы ему доверяете свое имя и верите, что он будет действовать на развитие и благо организации. При этом, такой посол доброй воли будет оказывать свои услуги безвозмездно: у фондов, уверен Стороженко, есть официальное право не платить членам Совета директоров. Нужно не стесняться и использовать их эго: успешные люди любят быть частью светлой истории. Перед ними стоит в общем-то одна задача – формирование доверия, иным функционалом нагружать этот орган не стоит.

 

Понятие донор или попечитель в нашей стране очень молодое – не только бенефициары, но и сами дарители подчас не понимают, что от них требуется и как им себя вести.

Юлия Шахновская, директор Политехнического музея в своем выступлении во второй части семинара, выделив основные функции органов управления, в частности, Попечительского совета (деньги, ресурсы, экспертиза, GR, обеспечение доверия или устойчивости организации) перешла от общего к частному – теме выстраивания работы с celebrities и другими членами управляющих органов. И главное в этих взаимоотношениях – понимание, зачем это нужно и тем, и другим, особенно выделила Юлия. Многие фонды сталкиваются с проблемами, когда члены их независимых органов редко выходят на связь, не понимают своей роли – дают согласие разместить свое имя, но этим все заканчивается. Основное правило – чем глубже вам удастся вовлечь в свою деятельность доноров и попечителей, тем, скорее всего, стабильней будут эти отношения. Вовлеченность, как правило, гарантирует долгосрочность – независимо от смены ген.директора, власти или экономической ситуации в стране.

 

Самому фонду важно четко знать, зачем ему Попечительский совет, Совет директоров или Экспертный совет. В первую очередь, это важно потому, что сами доноры, которые хотят помогать, вообще не понимают, что от них требуется. Второе – наше законодательство устроено так, что любой договор можно прекратить в любой момент. Важно также быть готовым к тому, что отношения с донорами прерываются. Чтобы на той стороне ваши партнеры не думали, что они могут это сделать, рекомендую каждую ситуацию доводить до суда. «Когда пообещал, - должен». А еще и желательно публично об этом рассказывать. На той стороне извинились и, возможно, так больше не сделают. Третье, то, зачем часто формируется Попечительский совет, – это связи и GR. Иногда его члены ведут себя так, что это вредит фонду, поэтому с ними нужно вести специфическую, отнимающую ресурсы работу. Прежде, чем все это затевать, нужно осознать, есть ли этот ресурс у вас.

 

Где искать новых членов? Юлия не является сторонницей звать классических celebrities в Попечительский совет. Она считает, что, например, есть немалое количество молодых достаточно заработавших предпринимателей, бизнесменов, которые хотели бы участвовать в чем-то осмысленном. У них может быть самая качественная мотивация, в широком смысле про благое. А где еще фандрейзить? Есть, например, система государственных грантов, Юлия не рекомендует ею пренебрегать. «Система грантов – она странная, но там много денег, там есть потенциал для разного рода благотворительных организаций. Не стоит сторониться государственных денег, у этого есть значительный потенциал. Системно это не всегда работает, но пользоваться этим точно нужно», - разъяснила эксперт.

 

Категорически нельзя тратить деньги не целевым образом. Вы никогда не сможете отчитаться перед своими попечителями – они никогда, институционально, больше не поучаствуют.

 

Когда вы идете к кому-то за помощью – важно регулярно, минимум раз в месяц, напоминать им, как вы благодарны и даже зависимы. Что вы невероятно цените оказанную помощь и участие.

 

Как еще можно радовать своих директоров? Юля поделилась опытом, как Политехнический музей организует свой «тимбилдинг» для попечителей и доноров: «Мы регулярно делаем выезды членов Поп.совета и их детей, в музеи, которые являются нашими партнерами, по всему миру. Из милых простых идей, которые все любят, – это книжки. Дарите их детям книжки, это другой уровень взаимоотношений. Вообще издавать книги – хорошая история. У вас появляются содержательные подарки так или иначе связанные с вашей деятельностью. Для экспертов часто делаем профессиональные вещи: встречи, лекции, семинары. И не забывайте их, их детей, жен и сотрудников, звать на все-все, так они чувствуют, что что-то происходит, это важный момент вовлечения. Даже если они отвечают: «я занят», продолжайте звать».

Только представьте себе, как гармоничен стал бы наш мир, если бы каждый человек поделился бы с остальными тем, что получается у него лучше всего.

— Куинси Джонс