ENG

4 октября 2017

Волонтеры pro bono: ответственность компаний, потребности НКО

В конце прошлой недели в офисе Deloitte бизнес и благотворительность обсуждали создание эко-системы pro bono программ внутри компаний и развитие формата интеллектуального волонтерства, как одного из видов корпоративной социальной ответственности.

В международной конференции «Pro bono: российские практики и вектор развития», организованной Ассоциацией менеджеров вместе с Национальным советом по корпоративному волонтерству, РУСАЛом, фондом MitOst e.V. и Deloitte, приняли участие представители благотворительных фондов, социальные предприниматели, интеллектуальные волонтеры и бизнес-компании, такие как iVolunteering, (Индия), PYXERA Global (США), ENGIE (Турция), IBM (Великобритания) и другие. Фонд «Друзья» впервые анонсировал платформу интеллектуального волонтерства Pro Charity, которую мы создаем при поддержке Mastercard. Это будет новый технологичный способ для волонтеров реализовать потребность в добрых делах, а для фондов — получить доступ к помощи квалифицированных специалистов. Одна из проблем, которую обозначил Шалаб Сахай из iVolunteering (Индия), как раз заключается в нехватке посредников, которые модерировали бы процесс, так что Pro Charity должна стать таким медиатором.

Смогут ли бизнес и некоммерческие организации услышать друг друга, тем более, что, как справедливо отметил Шалаб Сахай, «Бизнес говорит на языке KPI, поэтому говорить о добром и вечном недостаточно». В рамках панельных дискуссий приглашенные эксперты поделились международным опытом pro bono и интеллектуального волонтерства. Фонд общественного мнения представил результаты исследования о состоянии профессионального и интеллектуального волонтерства в России.

Лариса Паутова из ФОМ уверена, что пока термин «pro bono» еще не вошел в русский язык, и «мы еще в начале пути». «Для популяризации чего-либо нужны герои: герои-компании и герои-люди. Это прекрасный вызов для маркетинга создать медийный флер, тема модная, но необходимо создать тренд на благотворительность», — уверена она. Екатерина Погодина из «Янссен» согласна, что побывавшие в шукуре интеллектуального волонтера должны выступать «адвокатами» этой деятельности. Кроме того, компании, поддерживающие интеллектуальное волонтерство, должны осознавать, зачем им это нужно: «Практика pro bono не живет отдельно от стратегического развития компании. pro bono не существует в качестве самостоятельной ценности».

Антон Степаненко из ToDoGood считает: для успешного партнерства НКО и бизнеса нужно, чтобы всеми участниками соблюдались два критерия: «мы понимаем конкретно, что мы делаем и мы верим в то, что мы делаем».

Помимо выступления докладчиков, организаторы подготовили две рабочие сессии «НКО как благополучатель pro bono услуг» и «Вектор развития pro bono в России». На первой сессии участники разработали практические решения эффективного взаимодействия НКО и pro bono-компаний и волонтеров:

• четкие KPI, цель, ТЗ

• формальное соглашение между НКО и pro bono

• шаблон договора между НКО и pro bono

• четкое определение термина pro bono

• просвещение НКО, взаимный ликбез

• управление pro bono проектом

• pro bono как часть корпоративной культуры

• pro bono как интерес для HR

На второй сессии обсуждались темы Интеграция основных заинтересованных сторон (НКО, бизнес, волонтеры), НКО и СМИ, Развития pro bono программ и другие и рассматривались варианты развития этих направлений.

Подробнее о выступлении сооснователя фонда «Друзья» Гора Нахапетяна мы расскажем в следующем материале по итогам конференции «Pro bono: российские практики и вектор развития».

Люди рождены, чтобы помогать друг другу, как рука помогает руке, нога ноге и верхняя челюсть — нижней.

— Марк Аврелий